Налоговый законопроект 2524: ожидание VS реальность

Итак, давайте уже без спешки подрезюмируем, что произошло на внеочередном заседании ВРУ 14 июля в связи с принятием Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно функционирования электронного кабинета и упрощения работы физических лиц-предпринимателей» (законопроект № 2524).

Данным законом, среди прочего, должны были вноситься правки в Закон №466 относительно положений, регулирующих операции с нерезидентами и иностранными активами, включая правила КИК. Предложения были согласованы с кучей профильных профессиональных и бизнес- ассоциаций, с рабочей группой при офисе реформ и пр., и общая цель данных поправок была заявлена как «услышать бизнес». На выходе же как обычно, наша любовная лодка иллюзий разбилась о быт народных слуг.

Ожидания Реальность
Старт внедрения правил КИК будет сдвинут на год. Первые уведомления о КИК нужно будет подавать не в 2021, а с 2022г., он же станет и первым подотчетным годом. Полный провал. Режим КИК вступит в силу в текущей редакции закона № 466 – то есть с 2021 года.
При этом провалилась и поправка относительно ограниченного доступа к документам и информации, полученным в рамках правил КИК, и невозможности использовать их для уголовных преследований.
Очень красноречиво.
Остается дожидаться рассмотрения законопроекта №3750, который также предусматривает перенос правил КИК на 2022г
Напрямую зависящая от старта правил КИК безналоговая ликвидация КИК аналогична должна быть сдвинута на год. Аллилуя (или нет?).
Безналоговая (без НДФЛ) ликвидация КИК возможна в 2020-2021 году. НО, данное продление периода зафиксировано в дополнительном пункте 14 Переходных положений (раздел ХХ), но редакция п. 170.13-1 (со старыми сроками – уже истекший дедлайн о принятии решения про ликвидацию до 01.07.2020 – и иной формулировкой условий освобождения) осталась без изменений и вступает в действие с 01.01.2021.
Классический случай коллизии правовых норм. Угадайте, какой будет фискальная трактовка. Добро пожаловать в увлекательный мир будущей правоприменительной практики.
Следующий по важности «бич» –
наиширочайшее (директивы ЕС переплюнули в разы) определение и сферы применения «Деловой цели» должны быть сужены до операций с нерезидентами из низконалоговых территорий и в рамках контролируемых операций по ТЦО
Также предполагалось, несоблюдение правила деловой цели в операциях с нерезидентами не будет приводить к увеличению финансового результата украинских резидентов на сумму соответствующих понесенных затрат.
Все остается в текущей редакции (закон №466), то есть применяется ко всем нерезидентам без разбора по размеру, субъектному составу (аффилированности) и типу операций. Никакого переноса старта правила на 2022.
Никакого исключения пункта пп.140.5.15 НКУ не состоялось
Расширение перечня случаев налогообложения налогом у источника операций по продаже украинского бизнеса, более половины стоимости которого сформированы за счет украинской недвижимости (под налог попадает и прирост капитала от продажи иностранных компаний и от продажи украинских компаний) и сдвиг правил на 2021 вместо текущего 2020. Молодцы, облажались лишь наполовину. Перечень случаев расширен. Перенос новых правил на 2021 не состоялся.
То есть уже с текущего 2020 налогом на репатриацию облагается не только «непрямая» продажа на уровне зарубежного холдинга, но и «прямая» – на уровне продажи нерезидентом долей в украинской компании.
Перенос на 2021 изменений по постоянным представительствам (в конкретизации определений, постановке на учет и пр). Провален.
Уточнение пункта по тонкой капитализации (до заимствований (процентов) от нерезидентов). Будем работать с текущей редакцией п.140.2, предполагающей возможность двузначности толкования.
Уточнение принципа вины. Не состоялось.

По свежим следам, 15 июля, а парламент был подан [депутатом, отсутствовавшим на оспариваемом голосовании] проект постановления об отмене решения ВРУ от 14.07.2020 о принятии в целом в качестве закона законопроекта №2524, в том числе по причине очередного нарушения установленной Регламентом процедуры рассмотрения и голосования законопроектов.

То есть вся эта феерия на подпись гаранту еще не передана.