Налоговый законопроект 2524: ожидание VS реальность
- 20.07.2020
- Налоги и финансы, Новости
Итак, давайте уже без спешки подрезюмируем, что произошло на внеочередном заседании ВРУ 14 июля в связи с принятием Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно функционирования электронного кабинета и упрощения работы физических лиц-предпринимателей» (законопроект № 2524).
Данным законом, среди прочего, должны были вноситься правки в Закон №466 относительно положений, регулирующих операции с нерезидентами и иностранными активами, включая правила КИК. Предложения были согласованы с кучей профильных профессиональных и бизнес- ассоциаций, с рабочей группой при офисе реформ и пр., и общая цель данных поправок была заявлена как «услышать бизнес». На выходе же как обычно, наша любовная лодка иллюзий разбилась о быт народных слуг.
Ожидания | Реальность |
Старт внедрения правил КИК будет сдвинут на год. Первые уведомления о КИК нужно будет подавать не в 2021, а с 2022г., он же станет и первым подотчетным годом. | Полный провал. Режим КИК вступит в силу в текущей редакции закона № 466 – то есть с 2021 года. При этом провалилась и поправка относительно ограниченного доступа к документам и информации, полученным в рамках правил КИК, и невозможности использовать их для уголовных преследований. Очень красноречиво. Остается дожидаться рассмотрения законопроекта №3750, который также предусматривает перенос правил КИК на 2022г |
Напрямую зависящая от старта правил КИК безналоговая ликвидация КИК аналогична должна быть сдвинута на год. | Аллилуя (или нет?). Безналоговая (без НДФЛ) ликвидация КИК возможна в 2020-2021 году. НО, данное продление периода зафиксировано в дополнительном пункте 14 Переходных положений (раздел ХХ), но редакция п. 170.13-1 (со старыми сроками – уже истекший дедлайн о принятии решения про ликвидацию до 01.07.2020 – и иной формулировкой условий освобождения) осталась без изменений и вступает в действие с 01.01.2021. Классический случай коллизии правовых норм. Угадайте, какой будет фискальная трактовка. Добро пожаловать в увлекательный мир будущей правоприменительной практики. |
Следующий по важности «бич» – наиширочайшее (директивы ЕС переплюнули в разы) определение и сферы применения «Деловой цели» должны быть сужены до операций с нерезидентами из низконалоговых территорий и в рамках контролируемых операций по ТЦО Также предполагалось, несоблюдение правила деловой цели в операциях с нерезидентами не будет приводить к увеличению финансового результата украинских резидентов на сумму соответствующих понесенных затрат. |
Все остается в текущей редакции (закон №466), то есть применяется ко всем нерезидентам без разбора по размеру, субъектному составу (аффилированности) и типу операций. Никакого переноса старта правила на 2022. Никакого исключения пункта пп.140.5.15 НКУ не состоялось |
Расширение перечня случаев налогообложения налогом у источника операций по продаже украинского бизнеса, более половины стоимости которого сформированы за счет украинской недвижимости (под налог попадает и прирост капитала от продажи иностранных компаний и от продажи украинских компаний) и сдвиг правил на 2021 вместо текущего 2020. | Молодцы, облажались лишь наполовину. Перечень случаев расширен. Перенос новых правил на 2021 не состоялся. То есть уже с текущего 2020 налогом на репатриацию облагается не только «непрямая» продажа на уровне зарубежного холдинга, но и «прямая» – на уровне продажи нерезидентом долей в украинской компании. |
Перенос на 2021 изменений по постоянным представительствам (в конкретизации определений, постановке на учет и пр). | Провален. |
Уточнение пункта по тонкой капитализации (до заимствований (процентов) от нерезидентов). | Будем работать с текущей редакцией п.140.2, предполагающей возможность двузначности толкования. |
Уточнение принципа вины. | Не состоялось. |
По свежим следам, 15 июля, а парламент был подан [депутатом, отсутствовавшим на оспариваемом голосовании] проект постановления об отмене решения ВРУ от 14.07.2020 о принятии в целом в качестве закона законопроекта №2524, в том числе по причине очередного нарушения установленной Регламентом процедуры рассмотрения и голосования законопроектов.
То есть вся эта феерия на подпись гаранту еще не передана.