Как сменить резидентство Украины на Кипр (судебная практика 2019)

Смена резидентства бенефициаров с украинского на зарубежное достаточно актуальный тренд для целей минимизации рисков в преддверии внедрения в Украине правила контролируемых иностранных компаний и автоматического обмена банковской информацией.

Но следует помнить, что получить статус налогового резидента в тех же ОАЭ, на Мальте, Кипре, в Израиле и т.д. может быть гораздо легче, чем утратить статус резидента Украины. В Украине законодательной процедуры для утраты статуса резидента не существует, но можно подтвердить утрату статуса резидента в судебном порядке.

Один из свежих кейсов украинской судебной практики связан с резидентством Кипра в 2018 г. (как одно из наиболее популярных и выгодных направлений для налоговых мигрантов) – дело № 344/768/19 (решение 1й инстанции от 21.05.2019г. в пользу налогоплательщика, апелляцию налоговый орган подать не смог). Данное судебное дело рассматривалось при участии в качестве заинтересованных лиц ГФСУ и НБУ.

В качестве своих аргументов истец приводил следующие фактические данные:

  • Он снялся с регистрации в Украине 28.04.2017 для переезда в Израиль (соответствующие отметки стояли в национальном и загранпаспорте гражданина Украины);
  • В 2018 г. получил право на проживание на Кипре, и был взят на учет в Департаменте миграции Кипра;
  • Имеет на Кипре арендованное жилье;
  • Имеет налоговый сертификат Минфина Кипра, подтверждающий статус резидента Кипра.

Аргументы ГФС сводились к отсутствию доказательств истца относительно отсутствия в Украине его центра жизненных интересов (мол, не указано, где проживает жена, выехала ли с истцом для постоянного проживания за рубежом).

Суд удовлетворил исковое заявление и признал факт утраты гражданином Украины статуса резидента Украины, а, следовательно, приобретение статуса нерезидента по итогам 2018 г. (по причине наличия на Кипре ЦЖИ истца в 2018г.) указав на следующее:

  • Истец снят с места регистрации проживания в Украине;
  • Истец не имеет задолженности по налоговым обязательствам в Украине;
  • Истец является директором кипрской компании;
  • Департаментом миграции МВД Кипра истец зарегистрированный в Реестре иностранцев;
  • Истец имеет 2летний вид на жительство на Кипре с 19.11.2018 по 19.11.2020 г.
  • Истец арендовал на год дом на Кипре с 01.07.2018 по 01.07.2019;
  • Согласно сертификату налогового резидентства от 27.12.2018 истец является резидентом Кипра в 2018 г.;
  • Согласно данным погранслужбы Украины истец пребывал в Украине в 2018г. менее 183 дней.

При этом суд отметил, что с учетом решения Конституционного суда Украины от 14.11.2001 р. по делу № 1-31/2001 «факт постоянно или временного проживания гражданина Украины на территории Украины или за ее пределами не может подтверждаться только паспортом для выезда за границу с отметкой о выезде на постоянное место жительства… процедура оформления выезда гражданина Украины за границу на постоянное место жительства не может отождествляться с процедурой подтверждения его статуса резидента или нерезидента.»

Также интересно упоминание суда, что «понятие «центр жизненных интересов» не имеет определения в национальном или международном праве, а также в судебной практике. В комментарии к Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (1977 года) предложены критерии оценки «центра жизненных интересов» физического лица, а именно: его семейные и социальные связи, занятость, политическая, культурная и иная деятельность, место ведения бизнеса или место, из которого лицо управляет своей собственностью. Однако такие критерии являются сугубо рекомендательными и не способны учесть всех ситуаций.»