На какую юрисдикцию выгодно поменять налоговое резидентство Украины или России

В последнее время в сфере налогового планирования набирает обороты тенденция личного налогового планирования бенефициаров бизнеса, а не только планирование корпоративного налогообложения структурных единиц бизнеса. А в рамках личного налогового планирования, в свою очередь, наблюдается тренд на планирование бенефициарами смены своего налогового резидентства. Поскольку это может быть эффективным инструментом для минимизации рисков отмены банковской тайны и внедрения автоматического обмена финансовыми учреждениями информаций по стандарту СRS. Кроме того, смена резидентства может быть эффективным решением для минимизации последствий внедрения в России и Украине законодательства о контролируемых иностранных компаниях (правило КИК), увеличивающих личную налоговую нагрузку бенефициаров по факту владения зарубежными компаниями, генерирующими доход.

При выборе подходящей страны для смены налогового резидентства бенефициаров бизнеса необходимо принимать во внимание 2 основных момента:

  1. В стране должно отсутствовать или быть минимальным налогообложение доходов физических лиц, по крайней мере, доходов от бизнеса (дивидендов) и инвестиционного дохода (от прироста капитала)
  2. В стране должно отсутствовать правило контролируемых иностранных компаний (КИК).

Кроме того, обычно приоритетом в выборе для многих бенефициаров являются те страны, где де-юре (по законодательству) или хотя бы де-факто, не требуется большую часть времени проживать на территории данной страны.

С учетом вышеуказанного при приоритете в пользу европейских стран имеет смысл рассматривать в сравнении Словакию, Кипр, Андорру и Мальту. Из неевропейских стран интерес могут представлять ОАЭ.

При этом речь о процедурах получения ВНЖ/ПМЖ, а не о программах получения гражданства (на том же Кипре или Мальте), поскольку, исходя из формулировки украинского налогового законодательства (пп. 14.1.213 НКУ) при наличии у украинца гражданства другой страны, такое лицо для целей налогообложения считается гражданином Украины, который не имеет права на зачет налогов, уплаченных за границей, т.е. по факту и по закону при наличии второго гражданства в глазах Украины граждане Украины налогообязанные в полной мере именно в Украине.

В Словакии, Андорре и ОАЭ иммиграционные процедуры предполагают ведение бизнеса через местную компанию. На Кипре и Мальте программы не требуют создания местного бизнеса, а скорее предполагают инвестирование в недвижимость и предназначены уже для финансово независимых лиц.

Во всех указанных юрисдикциях отсутствует правило контролируемых иностранных компаний. Словакия и Мальта с Кипром к автоматическому обмену присоединяются в 2017 году. А Андорра и ОАЭ – в 2018 году.

 

Словакия

«плюсы»

  • Отсутствие НДФЛ с дивидендов (как от словацкой, так и от иностранных компаний) и в течение 5 лет до получения ПМЖ отсутствие иных сборов с базы дивидендов
  • Отсутствие правила контролируемых иностранных компаний
  • Отсутствие налогообложения подарков и наследства
  • Лояльные требования к проживанию (нет требования по обязательному нахождению в стране минимум 180 дней в году, достаточно приезжать Словакию 2-3 раза в год главное, чтобы между такими поездками не было разрыва более чем 180 дней подряд).
  • Возможность получения ВНЖ уже через 1,5-2 месяца
  • Простая процедура получения ВНЖ (есть возможность получить ВНЖ без создания собственной компании (и без необходимости ежегодной уплаты минимальной суммы корпоративного налога) при расходах на иммиграционные услуги €7000 на 1 заявителя и ежегодных расходах не выше €6000 на 1 заявителя)

«минусы»

  • НДФЛ с прироста капитала
  • Высокая ставка корпоративного налога для компании – 22%, при которой для целей продления ВНЖ минимальные налоговые затраты – €3300/год
  • С 6-го года проживания в Словакии (с момента получения ПМЖ) с суммы дивидендов нужно платить 14% на мед.страхование, но граничный предел облагаемой базы дивидендов – ~€50000 (по состоянию на 2015г.)

 

Мальта

«плюсы»

  • Отсутствие НДФЛ на доходы с иностранных источников (дивиденды), не переведенные на Мальту
  • Отсутствие НДФЛ на любой прирост капитала, возникающий за пределами Мальты
  • Отсутствие правила контролируемых иностранных компаний
  • Лояльные требования к проживанию (не более 183 дней в другой одной стране)

«минусы»

  • Минимальные налоговые затраты для целей продления ВНЖ – €15000
  • Ставка налога на иностранные доходы, переведенные на Мальту – 15%, на мальтийские доходы – 35%

 

Кипр

«плюсы»

  • Отсутствие правила контролируемых иностранных компаний
  • Статус недомицильного налогового резидента для непроживавших на Кипре последние 17 лет из 20-ти
  • Отсутствие НДФЛ на прирост капитала
  • Отсутствие НДФЛ на дивиденды, проценты по депозитам и арендный доход от имущества
  • Достаточно быстрая программа – 2 месяца
  • Данный ПМЖ пожизненный (нет требований к продления кроме наличия недвижимости и постоянного дохода)

«минусы»

  • Самые большие инвестиции в программу (min стоимость приобретаемой недвижимости – €357000 + банковский 3-хлетний депозит €30000)
  • Постоянный ежегодный доход заявителя за пределами Кипра – ≥€30000 + дополнительные €5000 на каждого члена семьи
  • Для получения статуса налогового резидента требуется проживание на Кипре более 183 дней или проведение большего количества времени, чем в любой другой стране
  • Кипр – не шенгенская зона, для посещения шенгенских стран получение визы в общем порядке. Но ожидается вступление до конца 2017г.

 

Андорра

«плюсы»

  • Отсутствие правила контролируемых иностранных компаний
  • Отсутствие НДФЛ с дивидендов местных компаний
  • Отсутствие НДФЛ с прироста капитала от продажи миноритарного пакета акций (при доле <25%)
  • Отсутствие НДФЛ с прироста капитала от продажи акций ≥25% доли в УК через 10 лет владения такой долей.
  • Отсутствие НДФЛ от продажи иностранной недвижимости через 10 лет владения
  • Самая минимальная общая ставка НДФЛ (0% – с первых €24 000, 5% с дохода в пределах €24 001-€40 000 и 10% с дохода выше €40 000)
  • Лояльные требования к проживанию (достаточно проживать de-jure > 90 дней в году, однако фактическое проживание не контролируется).
  • Андорра в Европе не воспринимается как оффшор, поэтому средствами с андоррским источником происхождения (прямо или опосредованно) можно распоряжаться по всей Европе, и никто никаких претензий предъявить не сможет.

«минусы»

  • НДФЛ с иностранных дивидендов (оптимизировать можно только через зачет налогов на репатриацию, уплаченных в странах, с которыми заключены СОИДН, а это только Испания, Франция и Португалия, и не одно СОИДН еще не вступило в силу)
  • НДФЛ с прироста капитала от продажи долей в компаниях ≥25% при краткосрочном владении (менее 10 лет), но можно оптимизировать, если продажу акций делать от имени андоррского холдинга, для которого прирост капитала облагаться налогом не будет
  • Необходимость значительного беспроцентного возвратного депозита в ИНАФ (Национальный Институт Финансов Андорры) €50 000 +€10 000 за каждого члена семьи
  • Для Украины и РФ Андорра считается оффшором
  • Соглашение об избежании двойного налогообложения (СОИДН) в настоящее время действует только с Францией (с января 2016 года); также заключены соглашения с Испанией (08.01.2015), Лихтенштейном (30.09.2015), Люксембургом (02.06.2014), Мальтой (16.12.2015) и ОАЭ (28.07.2015), которые, однако, пока не вступили в силу; ведутся переговоры с Португалией и Германией; проводятся либо планируются переговоры с Чехией, Эстонией, Латвией, Литвой, Швейцарией, Бельгией, Австрией.

 

ОАЭ

«плюсы»

  • Отсутствие правила контролируемых иностранных компаний
  • Отсутствие какого-либо налогообложения как для физлиц, так и для юрлиц
  • Отсутствие требования по необходимости проживания в стране для подтверждения статуса резидента, достаточно приезжать раз в полгода на несколько дней

«минусы»

  • Не Европа, значит не будет права свободного передвижения по европейским странам
  • Для РФ ОАЭ считается оффшором

 

Как видим, в сравнении указанных юрисдикций явно проигрывает Кипр, поскольку для получения статуса кипрского налогового резидента требуется большую часть времени в году проживать на Кипре и бюджет проекта самый значительный. Для максимально эффективных налоговых последствий в долгосрочной перспективе Кипр интересно рассматривать с точки зрения получения гражданства на Кипре и фактического переезда на остров.

Мальта также проигрывает Андорре и Словакии в налоговых последствиях, поскольку в обязательном порядке требуется уплачивать в мальтийский бюджет ежегодно минимум €15000 подоходного налога, даже при отсутствии местных источников дохода (иностранные источники дохода налогом не облагаются, если не переводятся на Мальту).

 

Основной минус ОАЭ – не европейская страна, но он скорее субъективный критерий.

 

Окончательный выбор необходимо делать на основе сравнения плюсов и минусов указанных юрисдикций, учитывая при этом свои субъективные предпочтения каждого бенефициара и членов его семей.

 

Если Вам необходима более детальная информация и консультации по вопросам личного налогового планирования, смены налогового резидентства, подтверждения статуса резидента или подробности иммиграционных программ наиболее эффективных юрисдикций – обращайтесь в юридическую компании LAW GUIDE по скайпу law.guide или присылайте запросы на hk@lawguide.com.ua