Конкурс по продаже Одесского припортового завода не состоялся.

18 июля 2016 года, закончился срок подачи заявок на участие в конкурсе по продаже ПАТ «Одесский припортовой завод» на который по состоянию на 18: 00 не было подано ни одной заявки. В связи с этим ФГИУ был вынужден признать конкурс таким, который не состоялся в связи с отсутствием спроса.

Согласно официальной публикации на сайте ФГИУ, с момента публикации объявления о продаже завода им заинтересовались потенциальные инвесторы и были подписаны соответствующие договоры о конфиденциальности. Но после знакомства с пакетом документов и изучения ситуации в Украине и вокруг завода потенциальные инвесторы оказались не готовы участвовать в конкурсе по следующим причинам, «вызывающим вопросы и сомнения»:

1) долг перед Group DF,

2) суды с компанией “Нортима”,

3) ограничения на репатриацию дивидендов,

4) отсутствие налоговых льгот и преференций для инвестора,

5) завышенная цена на фоне озвученных выше проблем завода и общих политических и экономических рисков страны.

В ближайшее время будет принято решение о повторной приватизации ОПЗ, и в рамках которого, по словам главы ФГИУ Игоря Белоуса «проблемные вопросы и риски будут отражены в условиях и договоре купли-продажи ОПЗ.» Ожидается, что проблемные моменты будут проработаны совместно с Рабочей группой по вопросам приватизации (созданным Постановлением КМУ №525) с привлечением группы советников, которые готовили завод к приватизации. Полученные предложения будут поданы на рассмотрение Премьер-министру и КМУ.

Как же выглядела очередная неудавшаяся попытка продажи, казалось бы, лакомого приватизационного объекта?

13 июня 2016 года в газете «Ведомости приватизации», № 47 (963), было опубликовано объявление о проведении конкурса по продаже 795 083 903 акций ПАО «Одесский припортовый завод», что составляет 99,567 % уставного капитала. Начальная цена пакета акций, выставляемого на продажу, составляла 13 175 000 000 грн. Способ продажи – конкурс с открытостью предложения цены по принципу аукциона.

ПАО «Одесский припортовый завод» включен в Перечень объектов государственной собственности, подлежащих приватизации в 2015-2016 годах, утвержденный постановлением КМУ от 12 мая 2015 г. № 271. Условия продажи государственного пакета акций ПАО «Одесский припортовый завод» были утверждены распоряжением КМУ от 18 мая 2016 г. № 386-р.

В соответствии с условиями конкурса, на покупателя пакета акций возлагался ряд обязательств, в частности, сбережение основных видов деятельности общества, существующих на дату перехода права собственности на пакет акций к покупателю; сбережение основной номенклатуры продукции, работ и услуг, существовавших в 2015 году.

В конкурсе имели право принимать участие субъекты, которые могут быть покупателями на основании статьи 8 Закона Украины «О приватизации государственного имущества». Не могли быть покупателями: юридические лица, собственником более чем 25 процентов акций (долей, паев) которых является государство Украина; юридические лица, собственником любого количества акций (долей, паев) и/или конечным бенефициарным собственником (контролером) которых является резидент государства, признанного Верховной Радой Украины государством-агрессором, либо государство, признанное Верховной Радой Украины государством-агрессором; органы государственной власти; работники государственных органов приватизации; государственные хозяйственные объединения, государственные холдинговые компании, государственные акционерные общества (компании), их дочерние компании и предприятия; лица, зарегистрированные в офшорной зоне (перечень таких зон определяет Кабинет Министров Украины) либо странах, включенных FATF в список стран, не сотрудничающих в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем; лица, которые прямо либо опосредованно находятся под контролем лиц, конечным бенефициарным собственником (контролером) которых являются указанные выше лица, либо являются связанными лицами таких лиц; юридические лица либо связанные с ними лица, зарегистрированные в государстве, признанном Верховной Радой Украины государством-агрессором, либо относительно которых применены санкции в соответствии с законодательством; физические лица либо связанные с ними лица, имеющие гражданство государства, признанного Верховной Радой Украины государством-агрессором, либо относительно которых применены санкции в соответствии с законодательством.

Следует отметить ряд нарушений требований законодательства, допущенных ФГИУ при подготовке к приватизации ПАО «Одесский припортовый завод». Так, вопреки статьи 11 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» и статьи 12 Закона Украины «Об экологическом аудите» не был проведен обязательный экологический аудит предприятия. Кроме того, вопреки статье 18-4 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» ФГИУ не провел изучение спроса на ПАО «Одесский припортовый завод», не обеспечил обнародование его финансовой отчетности и анкет изучения спроса, а также не провел общественное слушание. Указанные нарушения могут привести к признанию в судебном порядке недействительными результатов конкурса, в частности, договора купли-продажи пакета акций, заключенного с победителем.

Подытоживая все изложенное выше, необходимо отметить, что приватизация государственного имущества, тем более таких уникальных объектов как ПАО «Одесский припортовый завод», должна происходить с неукоснительным соблюдением норм законодательства как при подготовке объекта к приватизации, так и при проведении конкурса, включая оценку спроса инвесторов и анализ зоны покупательских рисков. Это необходимо для того, чтобы избежать обжалования результатов конкурса в судах, которое негативно отражается на инвестиционной привлекательности всей страны.