Бонусы и риски «налоговой амнистии» для украинских налогоплательщиков

Сейчас в бизнес-среде только и разговоров, что о налоговых инициативах нового парламента. Одной из них является проведение налоговой амнистии. В ВРУ подан ряд «амнистирующих» законопроектов, но поскольку по понятным причинам (парламентское большинство) именно законопроект зеленой команды №1232 является приоритетным, то остановимся именно на его анализе. Мы не будем оценивать его с точки зрения вопросов социальной справедливости или соблюдения интересов государства. Но постараемся объективно оценить, что именно «украинский вариант» налоговой амнистии может дать физическим лицам – резидентам Украины, и будет ли в интересах налогоплательщиков участвовать в налоговой амнистии.

КОРОТКО О СУТИ ПРЕДЛАГАЕМОЙ НАЛОГОВОЙ АМНИСТИИ:

Законопроектом №1232, каждому физлицу-резиденту Украины дается возможность добровольно единоразово задекларировать все доходы и активы (включая расположенные за рубежом), скрытые ранее от налогообложения, и уплатить с них налог на доходы по номинальной ставке в диапазоне – 2,5-10% (в зависимости от соблюдения условий). При этом никаких последствий (штрафов, преследования со стороны налоговых органов), если средства получены из легальных источников, но без уплаты соответствующих налогов и сборов, не будет. Для не воспользовавшихся налоговой амнистией по умолчанию подразумевается наличие легально заработанных подтвержденных незадекларированных доходов (активов) на сумму не более 300 000 грн .

Под налоговую амнистию подпадают доходы и приобретенные за их счет активы, по которым обязательство уплаты НДФЛ, ВС и ЕСВ возникло не позже 31.12.2018г ., при этом предлагаемый период проведения специального декларирования – 01.01.2020 -31.03.2020г .

В ЧЕМ ЖЕ БОНУСЫ НАЛОГОВОЙ АМНИСТИИ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ:

  • Полученные не от криминальной деятельности и сокрытые ранее от налогов доходы можно амнистировать по максимально низкой ставке 2,5% (ниже только нулевое налогообложение наследства или подарков от родственников 1й степени родства). Но только при условии приобретения за счет таких доходов украинских ОВГЗ (минимально существующий срок действия – от 3 месяцев, но самим условием размещения допускается досрочная продажа на вторичном рынке).

    Таким образом для целей амнистии доходов по минимальной ставке их нужно будет «завезти» в Украину и «заморозить» в ОВГЗ минимум на 3 месяца (законопроект №1232 в редакции, действующей на 01.12.2019 для ОВГЗ не устанавливает требований ни к валюте ОВГЗ, ни к сроку владения данной ЦБ), или лишь на пару недель, в случае их досрочной продажи на вторичном рынке (что не запрещается текстом законопроекта №1232).

    Напоминаем, что инвестиционный и процентный доход по ОВГЗ облагаются только 1,5% военным сбором и не облагаются НДФЛ. Налицо выгодное «обеление» доходов под эффективную ставку всего 4% (2,5% льготной ставки НДФЛ в рамках амнистии и 1,5% ВС от последующей продажи/погашения ОВГЗ).

  • Отсутствует необходимость указания и подтверждения источников происхождения и поступления объектов декларирования;
  • Для указанных в спецдекларации доходов и активов презюмируется:
    – освобождение декларанта от юридической ответственности за налоговые правонарушения и преступления;
    – невозможность привлечения декларанта к финансовой ответственности за нарушение налогового, таможенного, валютного и другого законодательства;
    – невозможность использования спецдеклараций, содержащихся в ней сведений и связанных с такими сведениями документов, в расследованиях и/или проверках в отношении декларанта или других лиц, а также в качестве доказательств по уголовным делам, делам об административных правонарушениях, гражданским и административным делам
    .

НО КОМПЕНСИРУЮТ ЛИ БОНУСЫ СЛЕДУЮЩИЕ РИСКИ:

  • Совершенно не предусматриваются случаи наличия подтвержденных, ранее задекларированных доходов и активов на суммы более 300000 гривен.
  • Для возможности применения льготной налоговой ставки в 5% для валютных ценностей, включая средства на иностранных банковских счетах, их необходимо до подачи спец.декларации разместить на счетах в украинских банках на срок не менее 1 года (досрочное списание без потери льготной 5% ставки возможно только для целей инвестирования в любой другой актив, расположенный (зарегистрированный) на территории Украины). Уровень доверия к украинской банковской системе можно даже не обсуждать. Поэтому для применения 5% ставки к незадекларированным деньгам их придется размещать на счетах в банках Украины на короткий срок с последующим перечислением в оплату приобретения бизнеса или недвижимости (к слову об открывающемся рынке земли) на Украине или ЦБ украинских эмитентов.
  • Законопроектом №1232 предлагается разрешительный, а не уведомительный порядок налоговой амнистии. Что означает необходимость подтверждения стоимости объектов декларирования (при отсутствии каких-либо подтверждающих приобретение документов потребуется заказывать оценку активов) и возможность проведения фискальными органами соответствующих документальных внеплановых невыездных проверок в течение 180 дней с момента окончания периода нулевого декларирования.

Законопроектом прямо предусматривается право фискальных органов на базе сведений, указанных в спец.декларации, провести доначисление налоговых обязательств в случаях:
1) выявления во время проверки подачи декларантом недостоверной информации;
2) невозможности проверки сведений спецдекларации в связи с непредоставлением ответа на требование налоговиков о подтверждении стоимости активов;
3) получения информации об отсутствии на банковских счетах средств, размещенных там на 365 и более дней (при выборе декларантом льготной ставки, предусматривающей такое условие);
4) выявления во время налоговой проверки того факта, что проведенная декларантом оценка стоимости активов, указанных в спецдекларации, не соответствует стоимости этих активов.

Если декларант не платит или не вовремя платит согласованное налоговое обязательство, то вообще теряет право на спец.декларирование. То есть, с засвеченных в декларации активов (но которые фискалы не разрешили амнистировать) декларант должен будет заплатить налоги по полным ставкам (18% НДФЛ +1,5% ВС)!

  • Утечка информации из баз данных и торговля ею – фирменная карточка украинской налоговой службы и никакое декларирование ответственности за подобные нарушения в тексте законопроекта от этого не застрахует.
  • Гарантируемое законопроектом полное освобождение от уголовной ответственности по «налоговым статьям» и неиспользование данных спецдекларации правоохранительными органами может остаться лишь декларативной «мертворожденной» нормой. А правоприменительная практика в стране с репутацией правосудия, где Печерский или Барышевский районные суды уже стали интернет-мемами, может пойти совершенно по другому пути.

    Подобные риски уже ясно показала соседняя РФ в скандальном расследовании уголовного дела против совладельца компании «Усть-Луга» Валерия Израйлита с применением декларации об амнистии капитала. Единожды увидев данные спец.декларации, «развидеть» их правоохранительные и судебные органы уже не смогут.

АМНИСТИРОВАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ – выбирайте сами, где Вам поставить запятую, принимая решение: стоит ли соблазняться возможностями предлагаемой амнистии капитала, или риски могут перевесить предполагаемые преимущества.

За дополнительной информацией Вы можете обратиться в LAW GUIDE по телефону +38067-245-35-96 или по электронной почте hk@lawguide.com.ua