Бизнес ДЕЛОВЫХ людей должен иметь ДЕЛОВЫЕ цели

В украинскую налоговую практику возвращается презумпция виновности налогоплательщика. Фискальные органы с новым рвением будут идти в атаку на субъектов ВЭД теперь уже под флагом «деловой цели сделки», заставляя защищаться и доказывать свою добросовестность.

С 2020 года налогоплательщикам придется планировать все свои бизнес-операции с нерезидентами с учетом приоритета их экономической сути над их правовой формой. Заключаемые сделки и проводимые транзакции должны иметь адекватные деловые цели, к которым не относится налоговая экономия, даже в случае ее достижения абсолютно легальными способами.

Так, с 01.12 2019 года для Украины вступили в силу нормы MLI-Конвенции, по которым перемещение доходов между Украиной и странами бизнес-интересов1 украинских бенефициаров сможет облагаться налогом на репатриацию по пониженным ставкам, предусмотренным соответствующим СоИДН (Соглашением об избежании двойного налогообложения), если не будет выявлено, что получение налоговой выгоды в отношении дохода или капитала было одной из основных целей созданной структуры или проводимой сделки, которые прямо или косвенно привлекли к получению налоговой выгоды (PPT-«тест основной цели»).2

С принятием законопроекта 1210 «тест основной цели» будет применяться не только в операциях с компаниями из стран, с которыми у Украины заключено CоИДН и которые «совпали» по алгоритму применения PPT-теста, но и в сделках с иностранными контрагентами из всех прочих юрисдикций, с которыми СоИДН заключено, но которые «не совпали» по списку стран, на которых распространяются нормы MLI. Например, между украинскими и австрийскими3 компаниями с 2020 года не сработает автоматическое изменение CоИДН на основании MLI-Конвенции, однако «тест основной цели» фискальные органы будут пытаться применять уже согласно прямой норме п. 103.2 ст. 103 НКУ (в новой редакции).

После вступления в силу закона 1210, сфера применения правила деловой цели расширяется не только на определение уровня налоговой нагрузки нерезидентов, но и на налоговую нагрузку украинских резидентов, отправляющих платежи в адрес нерезидентов без подтверждения деловой цели транзакции.

При определении прибыли налогооблагаемой операции с нерезидентом налоговики вправе не учитывать для целей расчета налоговых обязательств финансовые результаты операции, для осуществления которой отсутствует разумная экономическая причина (деловая цель). Сумма такой операции приравнивается к нулю. Иными словами, если у налоговой службы будут основания полагать, что одной из целей проводимой транзакции было получение налогового преимущества – налоговая сможет отказать украинскому резиденту в отнесении на валовые затраты всей суммы платежа, выполненного в пользу нерезидента по такой сделке.

Как доказать отсутствие стремления получить необоснованную налоговую выгоду, чтобы не терять льготные налоговые последствия

Американская доктрина экономической сущности включает анализ любой хозяйственной операции с точки зрения оценки объективных показателей сделки (неналоговые выгоды и достижение экономического эффекта как результат) и ее субъективных показателей (мотивы и намерения).

Российское законодательство допускает совершение сделок, приводящих к налоговой экономии, при соблюдении 3х условий: если такая экономия не была основной целью сделки; уменьшение налоговой базы не стало результатом умысла исказить сведения о фактах хозяйственной жизни и налогового учета; обязательство выполнялось установленным уполномоченным лицом или его правопреемником.

В Украине для целей налогообложения операция с нерезидентами будет считаться не имеющей разумной экономической причины (деловой цели), в частности, если:

  • главной или одной из главных целей операции и/или ее результатом4 является неуплата (неполная уплата) суммы налогов и/или уменьшения объема налогооблагаемой прибыли налогоплательщика;
  • в сопоставимых условиях лицо не было бы готово приобрести (продать) такие работы (услуги), нематериальные активы, другие предметы хозяйственных операций, отличные от товаров, у несвязанных лиц.

В предмет доказывания по делам о привлечении к налоговой ответственности по мотивам отсутствия у налогоплательщика деловой цели будет входить установление налоговым органом и/или судом намерения налогоплательщика в получении экономического эффекта по результатам совершения сделки (операции).

Экономический эффект5 предусматривает прирост (сохранение) активов налогоплательщика и/или их стоимости, а также создание условий для такого прироста (сохранения) в будущем.

При создании новой корпоративной структуры (в том числе в результате реструктуризации) целесообразным отныне станет наличие у бизнеса документа6, объясняющего планы/намерения следовать деловым (финансовым или экономическим) целям в рамках деятельности компании и ее операций. То есть хозяйственная операция по крайней мере теоретически (при условии достижения поставленных задач) должна предусматривать возможность прироста или сохранения активов или их стоимости или иное изменение экономического положения налогоплательщика. Поэтому страхуемся через наличие документальной фиксации деловых целей наших бизнес-операций. И рисуем не только в своем воображении, но и на бумаге увесистое обоснование (с цифрами, графиками, убедительными показаниями) необходимости создания новой структуры, необходимости привлечения нового контрагента, необходимости закупки нового товара на новых условиях и т.д.

При этом для возможности подтверждения деловой цели нерезидент должен иметь соответствующие ресурсы (включая квалифицированный персонал, офис и основные средства), выполнять существенные функции, нести реальные риски и оплачивать операционные затраты.

Методика анализа операций на предмет зоны риска для применения норм о деловой цели:

  • оценить, насколько это стандартная сделка для данного предприятия (стандартная цена, стандартные условия и т.д.).
  • установить, есть ли какая-то цель. Это может быть финансовая (есть прибыль) цель или экономическая (например, убыточная продажа в новый регион, чтобы проверить рынок).

Оценивайте уже на этапе планирования субъективные (налоговые мотивы, намерения) и объективные показатели (доступ на новый рынок, запуск нового продукта, привлечение финансирования, повышение защиты иностранных инвестиций, снижение управленческих или операционных расходов, уменьшение затрат на персонал, повышение производительности труда, повышение рентабельности, минимизация страновых рисков, укрепление деловой репутации, рейтинга и пр.) своих схем и сделок.

 Факторами риска будут убыточность операций, вовлечение посредников, совершение сделки в интересах другого лица с целью его скрытого финансирования, получение средств из бюджета прямо или опосредованно (включая бюджетное возмещение НДС), отсутствие прироста активов или сохранения их стоимости.

В скором времени слова «деловая цель», «необоснованная налоговая выгода», «добросовестность», плотно войдут в жизнь многих украинских предпринимателей.

Совет: начинайте прямо завтра определять, по каким текущим и планируемым операциям с нерезидентами в вашем бизнесе может быть налоговая ахиллесова пята «деловой цели», чтобы подготовиться во всеоружии к попыткам фискалов пустить стрелу вам в пятку.

____________________________________
1Уже с 2020 года положения PPT-теста действуют в отношении операций между резидентами Украины и резидентами, в частности, ОАЭ, Кипра, Великобритании, Ирландии, Латвии, Люксембурга, Мальты, Польши, Сингапура, Сербии, Словакии.
2При этом помимо подтверждения «деловой цели» сохраняются остальные условия: необходимость документального подтверждения статуса резидента у получателя дохода, подтверждение соответствия получателя критериям бенефициарного собственника дохода.
3Аналогично – с компаниями из Грузии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Швейцарии.
4Под это определение любые расходы налогоплательщика подпадают.
5Новая редакция п. 14.1.231 ст. 14 НКУ согласно законопроекту 1210.
6Это может быть «Учредительная декларация», «Стратегия (план) экономического развития», «Бизнес-конституция группы компаний «Х»» и т.п. документ, фиксирующий коммерческие мотивы схемы и хозяйственных операций.