Ахтунг! Новые налоги по факту владения иностранной компанией!

Важные изменения для бенефициарных владельцев иностранных компаний! Почему владение LP и LLP, кипрскими, мальтийскими, эстонскими компаниями с 2016 года может стать причиной дополнительного налогообложение для украинских бенефициаров!!

Наверняка вы следите за изменениями, которые происходят в работе с нерезидентными компаниями и иностранными банками, и знаете о скорой отмене во всем мире банковской тайны в ее привычном понимании. С 2017 года банки автоматически будут предоставлять налоговым органам иностранных государств информацию для налоговых целей по открытым банковским счетам. Украина также планирует присоединиться к данной процедуре автоматического обмена к 2017 году.

Если у физлиц – резидентов Украины отсутствуют зарубежные индивидуальные счета, но они являются контролирующими лицами (бенефициарами) для иностранных компаний, риски автоматического обмена информацией могут заключаться в следующем:

1) Если резиденты Украины напрямую владеют иностранными компаниями (т.е. являются их акционерами), то риски могут быть связанными с валютными штрафами в размере суммы уставного капитала за осуществление иностранного инвестирования (формирование уставного капитала иностранной компании или покупка акций) без получения индивидуальной лицензии НБУ. Если приобретение акций было оформлено как подарок – то риски минимальны (не считая необходимости уплаты НДФЛ с суммы подарка).

2) Если подконтрольная иностранная компания является холдинговой компаний для компании из Украины, последняя должна раскрывать своего конечного бенефициарного собственника «до физлица». Если вдруг по украинской компании был в качестве бенефициарного собственника заявлен какой-нибудь нерезидент-номинал, а после получения информации в рамках автоматического обмена получены данные, что бенефициарным собственником компании является резидент Украины, это может быть расценено как предоставление госрегистратору в Украине недостоверных сведений. За внесение в документы, которые подаются госрегистратору при регистрации юрлица, заведомо недостоверных сведений, а также за умышленное представление госрегистратору документов, которые содержат заведомо недостоверные сведения, установлена уголовная ответственность (ст. 205-1 УК Украины) со штрафом от 500 до 1000 налогонеоблагаемых минимумов (от 8500 до 17000 гривен) или арестом от 3 до 6 месяцев или ограничением свободы до 2 лет.

3) Если в Украину поступят данные о владении резидентом Украины-субъектом предпринимательской деятельности (т.е. не любым физлицом, а тем, кто является зарегистрированным в Украине частным предпринимателем) компанией за рубежом, которую резидент ранее не указал в своей Декларации о валютных ценностях за рубежом, на нарушителя может быть наложен штраф в размере 20 НМДГ за предоставление представление недостоверной информации или искажение данных, отраженных в соответствующей декларации. Штраф в 40 НМДГ предусмотрен за подачу деклараций с нарушением установленных сроков.

4) Если помимо иностранной компании резиденту Украины принадлежит и украинская компания, и компании между собой заключают внешнеэкономические операции, такие компании являются связанными лицами. И если в течении какого-то периода времени данный факт мог быть не известен налоговым органам в Украине (допустим, по причине того, что иностранной компанией резидент Украины владеет опосредованно, через номинальных акционеров), то при получении данных в рамках автоматического обмена факт связанности сторон внешнеэкономических контрактов для налоговых властей будет уже налицо. В случае достижения финансовых порогов (5/50 млн. гривен), связанность лиц приводит к рискам трансфертного ценообразования. Также связанность лиц может влиять на «тонкую капитализацию» (п. 140.2 НКУ)

Если ни один из указанных случаев для резидента Украины не применим, то тот факт, что в Украину поступят данные о владении физлицом-резидентом компанией за рубежом, не нарушает сам по себе никаких законодательных норм и не чреват никакими негативными последствиями.

Однако кроме присоединения к автоматическому обмену в Украине в ближайшее время вводится правило контролируемых иностранных компаний (КИК), и наличие подконтрольных иностранных компаний может привести для резидента Украины к дополнительному налогообложению.

Первая редакция законопроекта о подконтрольных иностранных компаниях (внесение изменений в статьи 39, 120, 170 НКУ) уже готова, но пока находится практически в закрытом доступе. Однако мы приводим для вас наиболее актуальные нормы будущего закона:

Основной принцип правила контролируемых иностранных компаний (КИК) гласит, что резидент государства (в нашем случае – Украины), являющийся владельцем (прямым или опосредованным) или контролирующим лицом иностранной корпорации, должен включать в свой декларируемый доход свою долю в доходе корпорации, пусть и не распределенном на дивиденды. Данный принцип перенесен и в украинский законопроект.

Контролируемыми иностранными компаниями предлагается признать всех юр.лиц, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях (но при соблюдении ряда условий возможны исключения). Правила КИК распространяются только на резидентов – физлиц. КИК считается находящейся под контролем физлица-резидента при соблюдении одного из 3-х критериев: (1) доля владения (прямого или косвенного) резидента Украины >50% в УК КИК (2) несколько резидентов в совокупности владеют >50% в УК КИК, и доля каждого из них >10% в УК КИК (3) резидент Украины осуществляет фактический контроль над КИК.

Законопроект содержит перечень признаков фактического контроля, к которым, помимо прочего, отнесены (а) наличие доверенности на имя резидента сроком >1 года, которая не предусматривает получения предварительного согласия органов управления нерезидента на осуществление сделок от имени нерезидента; (б) управление резидентом банковским счетом иностранной компании.

Резидент, под контролем которого находится КИК исходя из указанных 3-х критериев, является плательщиком налога на прибыль КИК. Объект налогообложения (дополнительная база НДФЛ резидента Украины) – часть скорректированной прибыли КИК пропорциональная доле владения в КИК.

Исключение из правила КИК возможно при одновременном соблюдении 4-х условий:
1) КИК зарегистрирована в стране, не указанной в списке КМУ для целей трансфертного ценообразования по п. 39.2.1.2 НКУ
2) Доля пассивных доходов КИК не превышает 25% общей суммы дохода из всех источников
3) Между Украиной и страной инкорпорации (размещения) КИК заключен действующий договор об избежании двойного налогообложения или обмене налоговой информацией
4) Кик фактически уплачивает налог на прибыль по эффективной ставке выше 12% с 2017г.);

Даже быстрый анализ дает возможность прийти к выводу, что под одновременное соблюдение четырех условий нельзя будет подвести, например, такие структуры как английские или шотландские партнерства, или, например, канадские партнерства, если партнерами будут выступать компании из оффшорных или низзконалоговых юрисдикций. Не будет исключение из правил КИК распространятся также и на мальтийские холдинги (как и любые другие холдинги и компании-владельцы IP), у которых основной тип дохода – пассивное получение дивидендов. Не жду. Не повезет и компаниям из Эстонии, Кипра, ОАЭ, а в ряде случаев и Гонконга с Сингапуром.

Требуется подача специальной ежегодной отчетности по КИК. Также вводится обязанность уведомления резидентом налоговых органов о каждом прямом или косвенном приобретении доли или фактического контроля над КИК, равно как и о каждом отчуждении доли или прекращении фактического контроля над КИК.

Первую отчетность по КИК по законопроекту предполагается подавать уже по итогам 2016г за 2016 отчетный год. Но в 2017 году включать прибыль КИК в общую базу НДФЛ резидента Украины, отображаемую в декларации 2017 года не требуется. При подаче отчетности в 2018 году за 2017отчетный год помимо отчетности нужно также прибыль КИК по итогам 2017 года включать в декларации резидентов по НДФЛ-у за 2017 год, однако при выявления налоговых нарушений в данном периоде, штрафы и пеня применяться не будет.

Окончательно в полной мере (с применением всех возможных штрафных санкций) правила КИК начнут работать с 2018 года.