Основные налоговые новации

f_18765439821451668730

По традиции, в конце декабря Верховная Рада приняла сразу несколько ключевых законов по внесению изменений в Налоговый кодекс Украины (НКУ):

  1. № 1774-VIII от 06.12.2016 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (изменения по ЕСВ и по оплате труда)
  2. № 1791-VIII от 20.12.2016 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году»
  3. № 1801-VIII от 21.12.2016г. «О государственном бюджете на 2017 г.»
  4. № №1797-VIII от 21.12.2016 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине»

Основные налоговые новации из указанных законов сводятся к следующему:

1) Повышение с 01.01.2017г. в 2 раза минимальной зарплаты (до 3200 грн) существенно меняет налоговую базу для ЕСВ. При этом на протяжении 2017 года размер минимальной заработной платы уже не будет меняться в зависимости от пересмотра прожиточного минимума. Размер ставки единого налога для упрощенцев 1 группы. Размер судебного сбора, госпошлины, стоимость админуслуг вместо минимальной зарплаты будут привязаны к прожиточному минимуму. Для единщиков 2 группы ставки остаются фиксированными в процентах от минимальной зарплаты. У 3 группы ставки единого налога без изменений.
2) Законодательно закреплено понятие «электронного кабинета» (электронной системы взаимодействия между налогоплательщиком и государственными, в т.ч. контролирующими, органами по вопросам реализации их прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом) и все, что с ним связано. Методологом кабинета определена ГФС (реально, кабинет в описанном в законе виде будет внедрен не ранее 2018г.).
3) В качестве обязательного реквизита налоговой накладной вводится код УКТ ВЭД товара или код услуги (дополнительное будущее основание для остановки регистрации НН и последующих фискальных проверок, а с 01.01.18 за ошибки будут еще и штрафовать. Как быть в случае составления выписки сводной налоговой накладной на группу товаров/услуг – вопрос не урегулирован).
4) ГФС предоставлено право принимать решения об отказе в регистрации налоговых накладных в Едином реестре. В едином реестре предусмотрено проведение постоянного автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных критериям оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации таких накладных. Причем порядок «блокировки» должен утвердить Кабмин, а «рисковые» критерии (п. 74.2 НКУ) и перечень документов, подаваемых плательщиком для «разблокировки», — Минфин. Порядок будет действовать в тестовом режиме с 01.01.2017 по 01.07.2017, а затем будет введен в полноценную эксплуатацию. (пожалуй, наиболее опасная новация, способная потенциально привести к увеличению коррупции. В первую очередь в зоне риска производственные предприятия из-за наличия активов, а также разницы в УКТ ВЭД сырья и готовой продукции. Перспективы оспаривания блокировки НН туманны, а пока НН будет находится в «стоп-листе» использование налогового кредита будет невозможным, что приводит к лишнему извлечению средств из оборота).
5) Срок регистрации налоговых накладных увеличен до 365 дней и усовершенствован механизм применения штрафных санкций;
6) Контролирующим органам запрещено в одностороннем порядке разрывать договор о признании электронных документов (только вот с учетом вышеуказанного вместо незаконного инструмента разрыва договоров о признании электронно-цифровой подписи скоро у налоговой будет законный инструмент остановки регистрации налоговых накладных).
7) Функции местных (районных) ГНИ обрезали до сервисных (т.е. лишили права проверок и т.п.).
8) Индивидуальные налоговые консультации будут заноситься в единую публичную базу налоговых консультаций, которую будет вести центральный аппарат ГФС. Он же сможет «завернуть» переданную на регистрацию консультацию нижестоящего органа и предоставить другую. Однако самой индивидуальной консультацией сможет воспользоваться только ее адресат. Обобщающие налоговые консультации будет издавать Минфин.
9) На официальном сайте ГФС будет публиковаться план-график документальных проверок на год (при этом данный план-график может меняться любым способом).
10) ГФС запрещено требовать от налогоплательщика предоставлении информации, которая уже была ранее предоставлена, и/или документов, в которых содержатся сведения, внесенные в соответствующие базы данных (норма выглядит декларативной, поскольку непонятно как налогоплательщик должен доказывать факт передачи документов).
11) Сюрприз с ликвидацией налоговой милиции: из-за технической ошибки законопроекта, за который проголосовали депутаты дискуссионным остается вопрос, является ли де-юре, налоговая милиция ликвидированной с 01.01.2017 г (из НКУ исключили соответствующий раздел XVIII2), или продолжает существовать? Финальную точку в предположениях относительно «легитимности» в 2017 налоговой милиции попытался поставить комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, который на обращение ГФС 12.01.2017г. выдал официальное разъяснение №04-27/10-1226, что «Налоговая милиция будет работать в существующем правовом поле до дня вступления в силу закона, который заменит данный орган»
12) Установлено, что за принятие неправомерного решения, которым определяются налоговые (денежные) обязательства налогоплательщику, должностное (служебное) лицо контролирующего органа, принявшее такое решение, а также его непосредственный руководитель несут ответственность в соответствии с законом. А повторное на протяжении 12 месяцев принятие неправомерного решения является основанием для применения в должностному (служебному) лицу дисциплинарного взыскания, предусмотренного законом (тоже скорее декларативная норма).
13) Источником погашения налогового долга определена дебиторская задолженность с наступившим сроком погашения. Контролирующий орган будет заключать соответствующий договор с налогоплательщиком, а в случае отказа принуждать его к заключению через суд.
14) Право налогового залога возникает не только при возникновении налогового долга, но и в случае предоставления рассрочки (отсрочки) – с дня заключения соответствующего договора.
15) Внедряется открытый реестр заявлений о рассрочке или отсрочке денежных обязательств или налогового долга.
16) Предусмотрено внедрение единого Реестра заявлений на возврат бюджетного возмещения. Данные Реестра станут основанием для возврата бюджетного возмещения (плательщиком, перед которыми государство имеет бюджетную задолженность со сроком образования до 01.01.2016г. планируют вывести в отдельный реестр, а сумму бюджетной задолженности перед ними, по сути, заморозить). Возмещение должно проводиться органами госказначейства по автоматически формирующему реестру в хронологическом порядке (но не раньше, чем заработает механизм остановки регистрации «рисковых» налоговых накладных).
17) Уточнен перечень пассивных доходов в целях налогообложения доходов физлиц.
18) Порядок начисления доходов и расходов ФОПов приближен к аналогичному порядку у юрлиц (включая начисление амортизации основных средств).
19) С 01.01.2017 спецрежим НДС для сельхозотрасли отменяется, и все аграрии переходят на общую систему налогообложения, но при этом будет введена автоматическая система дотаций (ежемесячные выделения аграрным предприятиям средств пропорционально уплаченному им в бюджет НДС. Всего на это в бюджете запланировано 4 млрд гривен, которые будут разделены между подотраслями, и потенциально большую сумму дотаций могут получить предприятия птицеводства, которые исторически уплачивают бОльшие суммы ПДВ – для данной подотрасли размер дотаций ограничен граничными 2 млрд гривен). Для возмещения экспортного НДС будет внедряться единый реестр заявок.
20) До 01.01.19 продлено освобождение от НДС для операций с металлоломом, макулатурой и углем ряда товарных позиций. Таким же образом продлевается действие кассового метода для предприятий теплоэнерго.
21) С 01.01.2017г. (согласно изменениям пп.185.1. НКУ) объектами налогообложения НДС становятся операции по бесплатной передаче товаров.
22) Предусмотрено право налогоплательщика на получение 3-летней рассрочки обязательств по НДС при ввозе в Украину деревообрабатывающего оборудования и оборудования для обработки резины или пластмассы для производства медицинских изделий по ряду товарных позиций.
23) Введена ускоренная амортизация для основных средств 4 группы, которые будут использоваться с 01.01.17г. сроком не менее 2 лет, если расходы на приобретение таких ОС понесены (начислены) плательщиком после 01.01.17 и в случае, если для таких основных средств одновременно выполняются условия:
• они не были введены в эксплуатацию и не использовались на территории Украины;
• они введены в эксплуатацию в пределах одного из налоговых (отчетных) периодов с 01.01.17 до 31.12.18;
• они используются в собственной хозяйственной деятельности и не продаются или не передаются в аренду другим лицам.
24) На период до 31.12.21г. применяются налоговые каникулы – нулевая ставка для плательщиков налога на прибыль, у которых годовой доход не превышает 3 млн. грн. и размер начисленной за каждый месяц отчетного периода зарплаты каждому из работников не меньше 2 минимальных зарплат, и которые соответствуют одному из таких критериев:
• созданы после 01.01.17;
• действующие, у которых на протяжении 3 предыдущих последних лет ежегодный объем доходов задекларирован в сумме, не превышающей 3 млн грн. И у которых среднеучетная численность работников на протяжении этого периода составляла от 5 до 20 лиц;
• которые были зарегистрированы плательщиками единого налога до 01.01.17 г. и у которых в последний календарный год объемы выручки от реализации продукции составляли до 3 млн грн. и среднеучетная численность работников составляла от 5 до 50 лиц. Также присутствуют ограничения по видам деятельности.
25) Внесены существенные изменения в правила трансфертного ценообразования. Теперь пороговые критерии для контролируемых операций следующие (одновременно):
– годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определяемый по правилам бухучета – 150 млн гривен (за вычетом непрямых налогов) вместо прошлых 50 млн грн;
– годовой объем хозяйственных операций налогоплательщика с каждым контрагентом, определяемый по правилам бухучета – 10 млн гривен (за вычетом непрямых налогов) вместо прошлых 5 млн грн.
С 01.01.2017г. контролируемыми (при достижении пороговых значений) будут считаться не только операции с контрагентами из «оффшорного» правительственного списка (утвержденного распоряжением КМУ ;977-р от 16.09.2015г.), но и контрагенты, не оплачивающими корпоративный налог на прибыль, в том числе за пределами страны своей регистрации, и/или не являющимися налоговыми резидентами страны регистрации. Перечень соответствующих организационно-правовых форм таких нерезидентов будет отдельно утвержден ЕМУ (речь о том, что теперь под ТЦО могут попадать даже операции с британскими, английскими, шотландскими, канадскими, американо-делаверскими LLP, LP, LLC, несмотря на то, что они зарегистрированы не в «оффшорных/низконалоговых» странах, однако являются неналогооблагаемыми по своей форме).
Срок подачи отчета по ТЦО за 2016 год продлен с 01.05.2017г. до 01.10.2017г, однако отчет за 2016 год нужно будет предоставлять по старым пороговым критериям.
Разграничены штрафные санкции за непредставление и несвоевременное представление отчетности по ТЦО.
26) Отменяется 2-%ный пенсионный сбор при покупке валюты и 5-%ный розничный акциз.