Изменения системы принудительного исполнения судебных решений
- 12.07.2016
- Обзоры, Разрешение споров
2 июня 2016 года Верховная Рада Украины приняла новую редакцию Закона Украины «Об исполнительном производстве», а также Закон Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений иных органов». Указанные акты существенно изменяют существовавшую в Украине систему принудительного исполнения судебных решений и решений иных органов. В частности, вводится понятие частного государственного исполнителя, который наряду с государственной исполнительной службой будет наделен полномочиями осуществлять исполнение всех решений за исключением случаев, предусмотренных Законом Украины «Об исполнительном производстве» (так, например, частный исполнитель не сможет исполнять решения, в которых должником является государство, государственные органы, Национальный банк Украины, органы местного самоуправления, их должностные лица, государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации, юридические лица, доля государства в уставном капитале которых превышает 25 процентов, и/или которые финансируются исключительно за средства государственного либо местного бюджета). Также вводится норма, согласно которой частный исполнитель не имеет право исполнять решение в случае, если должником либо взыскателем является сам исполнитель, близкие либо связанные с ним лица.
Законом Украины «Об исполнительном производстве» вводится автоматизированная система исполнительного производства, предусматривающая, в частности, объективное и непредвзятое распределение исполнительных документов между государственными исполнителями. Также вводится Единый реестр должников, в котором в режиме реального времени будет обнародоваться информация о неисполненных имущественных обязательствах должников и о предотвращении отчуждения должниками имущества. Предусмотрено, что нотариусы, органы, осуществляющие регистрацию имущества, государственные регистраторы вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, к которым с целью заключения сделки по отчуждению в любой способ имущества обратился должник, внесенный на день обращения в Единый реестр должников, в случае отсутствия у них информации о наложении ареста исполнителем на средства либо имущество должника, обязаны отказать в осуществлении регистрационных действий и в тот же день уведомить указанный в Едином реестре должников орган государственной исполнительной службы либо частного исполнителя об имуществе, относительно отчуждения которого обратился должник, после чего исполнитель не позднее следующего рабочего дня обязан наложить арест на такое имущество. Указанная норма носит положительный характер, поскольку направлена на предотвращение переоформлению должниками имущества с целью усложнить либо сделать невозможным исполнение решения, в частности, путем обращения взыскания на имущество.
Закон Украины «Об исполнительном производстве» содержит норму, в соответствии с которой при исполнении решений исполнитель имеет право на непосредственный доступ к информации о должниках, их имуществе, доходах и средствах, в том числе, конфиденциальной, которая содержится в государственных базах данных и реестрах, включая электронные. Предусмотрено, что порядок доступа к такой информации из баз данных и реестров устанавливается Минюстом совместно с государственными органами, обеспечивающими их ведение. Закон при этом не раскрывает понятие конфиденциальной информации. Хочется надеяться, что установленный Минюстом порядок доступа к указанной выше информации исключит возможность злоупотреблений со стороны исполнителей при работе с ней (особенно это касается частных исполнителей), в частности, использования информации не для целей исполнительного производства. Также Закон устанавливает обязанность должника по решениям имущественного характера подать исполнителю на протяжении пяти рабочих дней со дня открытия исполнительного производства декларацию о доходах и имуществе, в частности, об имуществе, которым должник владеет совместно с другими лицами, счетах в банках либо иных финансовых учреждениях, об имуществе, находящемся в залоге (ипотеке) или у других лиц, либо о средствах и имуществе, причитающихся должнику от других лиц, по форме, установленной Минюстом. Не отрицая положительного характера этой нормы, следует отметить, что Закон не предусматривает меры правового воздействия на должника в случае, если он не подаст исполнителю указанную выше декларацию.
Отдельно предусмотрено право исполнителя обращаться в суд, выдавший исполнительный документ, за установлением временного ограничения в праве выезда должника – физического лица либо руководителя должника – юридического лица за пределы Украины в случае уклонения должника от исполнения обязательств, возложенных на него решением – до исполнения обязательств по решению либо погашения задолженности по решениям о взыскании периодических платежей.
Закон Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений иных органов» устанавливает требования к исполнителям. Так, предусмотрено, что государственным исполнителем может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование не ниже второго уровня, владеющий государственным языком и способный по своим личностным и деловым качествам осуществлять полномочия государственного исполнителя. В свою очередь, частным исполнителем может быть гражданин Украины, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование не ниже второго уровня, владеющий государственным языком, имеющий стаж работы в отрасли права после получения соответствующего диплома не менее двух лет и сдавший квалификационный экзамен. Также Законом установлен перечень лиц, которые не могут быть частными исполнителями, в частности, к таким лицам относятся лица, уволенные с должности судьи, прокурора, работника правоохранительного органа, с государственной службы либо службы в органах местного самоуправления в связи с привлечением к дисциплинарной ответственности – на протяжении трех лет со дня увольнения.
Законом Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений иных органов» вводится обязательное страхование гражданско-правовой ответственности частного исполнителя. Минимальный размер страховой суммы по договору страхования гражданско-правовой ответственности частного исполнителя должен составлять 10 процентов общей суммы взыскания по исполнительным документам, находящимся на исполнении у частного исполнителя на протяжении года, но не менее 1 тысячи минимальных размеров заработной платы по состоянию на начало соответствующего года.
Указанным выше Законом предусмотрено, что основное вознаграждение частного исполнителя устанавливается в виде: 1) фиксированной суммы – в случае исполнения решения неимущественного характера; 2) в виде процента суммы, подлежащей взысканию, либо стоимости имущества, подлежащего передаче по исполнительному документу. Также Закон разрешает предусматривать в договорах между взыскателем и частным исполнителем дополнительное авансирование затрат исполнительного производства, а также дополнительное вознаграждение частного исполнителя.
С одной стороны, введение института частных исполнителей призвано повысить эффективность исполнения решений. С другой стороны, существует риск того, что ненадлежащая квалификация частных исполнителей может свести их деятельность к банальному выбиванию долгов по аналогии с коллекторскими организациями, деятельность которых вызывает большое количество нареканий.
В целом, новая редакция Закона Украины «Об исполнительном производстве» и Закон Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений иных органов» призваны повысить эффективность исполнения решений. Следствием ликвидации государственной монополии в сфере исполнения судебных решений и решений иных органов, а также введения института частных исполнителей должны стать разгрузка органов государственной исполнительной службы, а также общее увеличение количества исполненных решений, которое на сегодняшний день является предельно низким.